Биография Этторе Бугатти

Итальянец Ettore Arco Isidoro Bugatti (1881-1947 гг.) известен в истории как разработчик самых роскошных и дорогих автомобилей. Следует отметить, умение создавать совершенное передалось ему по наследству.

Ettore Arco Isidoro Bugatti

Так, например, Джованни Луиджи Бугатти, его дед, являлся первоклассным мастером скульптуры и архитектуры. Карло Бугатти, отец Этторе Бугатти, — успешным художником и ювелиром. Более того, он также прославился своей резной фурнитурой, непременно обладающей свойственной ему изысканностью. Его сыновья Этторе и Рембрандт (1884–1916 гг.), следуя опыту отца, также пробовали себя в живописи и скульптуре. Это, кстати говоря, не прошло для Этторе бесследно: в созданных им автомобилях необычайно гладко гармонировали техническая и дизайнерская мысли.

Карьера в будущем известного конструктора началась уже в шестнадцатилетнем возрасте. Устроившись на работу в фирму «Принетти», где он тут же принялся за разработку гоночных авто, что примечательно, не обладая каким-либо специальным техническим образованием, он начал стремительно двигаться вперед. Судя по всему, Ettore Bugatti — один из немногих, чьи способности, как говориться «от Бога».

Спустя год он заканчивает разработку своего первого автомобиля — трехколесного экипажа, приводимого в движение 4-мя одноцилиндровыми моторами. Уже эта машина принимала участие в гонке Париж-Бордо, которое, к сожалению, не увенчалось для своего создателя успехом. Причиной тому стала попавшая под колеса собака. Другие обстоятельства можно не рассматривать, потому как после ремонта на следующих 3-х заездах Бугатти становился победителем.

Следующим значимым в жизни конструктора-гонщика моментом стал 1901 год, когда при поддержке отца им была открыта своя мастерская. В ней он сконструировал второй свой автомобиль, на этот раз оснащенный куда более современным четырехцилиндровым мотором. Максимальная скорость движения оного приближалась к 65 км/ч. Получив за нее золото на международной выставке в Милане, в скором времени Этторе передает фирме «De Dietrich» права на ее производство и устраивается в нее на работу.

В последующие 9 лет Бугатти успевает последовательно сменить три места работы: покинув «De Dietrich», он переходит в «Mathis», а позже — в «Deutz», находясь в штате которой, он создает нашумевшую своим необычным подходом к дизайну модель «Type 10» (форма ее кузова ассоциировалась с ванной). Свыше того, она легла в основу производимых уже в его собственном предприятии (город Мольсхайм, 1909 год) автомобилей.

Участие в гонках и неудачи

Отдавая предпочтение «автомобильному спорту», Этторе Бугатти перепрофилировался на разработку исключительно гоночных автомобилей. За год интенсивной работы фирмы он выпускает новую значительно превышающую предыдущие модели машину «Bugatti Type 13». Среди отличительных качеств оной можно выделить появление в последствии ставшего атрибутом всех автомобилей Бугатти радиатора в форме подковы и превосходную маневренность, устойчивость на дороге. Несмотря на предел развиваемой скорости 100 км/ч, главным козырем модели все же оставалась названная выше управляемость, позволяющая качественно преодолевать сложности маршрута на соревнованиях. Следом за ней был выпущены «Type 15» и «Type 17» с увеличенной колесной базой (до 2,4 м и 2,55 м соответственно). В период с 1910 по 1920 год было произведено свыше 400 таких автомобилей, которые неоднократно занимали первенство на самых серьезных гонках.

Говоря о них, нельзя не упомянуть их модификации в лице «Type 16» и «Type 18», базированные на кузове «Type 15» и оснащаемые улучшенным пятилитровым двигателем, развивающим мощность 100 лошадиных сил.

С началом войны Этторе Бугатти принял решение приостановить работу предприятия. Впрочем, на то были причины, одной из которых являлось логичное падение популярности на территории Европы спортивных заездов. В это время он продает своему конкуренту, французской фирме «Пежо», право на производство 3-х своих автомобилей и уезжает на родину в Италию, в 1915 году присоединившейся к Антанте. По окончании военных действий он возвращается в Мольсхайм (место, где была основана его фирма), теперь уже находящимся под суверенитетом и юрисдикцией Франции.

Работа предприятия была возобновлена лишь в 1921 году. Вернувшись к любимому занятию, Этторе разрабатывает два новых автомобиля с 8-цилиндровыми моторами — «Bugatti-28» и «Bugatti-30», а спустя еще немного времени и «Bugatti-32», получивший за свою форму кузова впечатляющее прозвище «Танк».

Сумев объединить мощность 8-цилиндрового двигателя (1991 кубических сантиметра) с прекрасной управляемостью, в 1924 году Bugatti представляет вниманию общественности новую модель «Bugatti-35», в последствии завоевавшую известность в ходе второго этапа Европейского Гран-при в Лионе и занявшую первые 4 призовых места.

От других автомобиль отличало использование в конструкции, например, трубчатой оси, на которой закреплялись рессоры, или литых колес из высококачественного легкого и прочного алюминиевого сплава. Получив признание, модель не один раз улучшалась (модификации с буквенным индексом A, B, C или T на конце). В конце концов, было выпущено 336 автомобилей, сумевших одержать в общей сложности 1800 побед.

В это время бренд «Bugatti» приобретает все большую известность и становится предметом потребления и не заинтересованных в участии в гонках представителей народа — именитых писателей, аристократов, миллионеров… Тем не менее, любви к высокой скорости у некоторых из них было не занимать, что в ряде случаев приводило к авариям. Так погибла и Isadora Duncan (1878-1927 гг.), чей шарф, развеваясь в потоке воздуха, намотался на колесо. Да, автомобиль становится спортивным в ходе ряда преобразований, таких как модернизация кузова, фар и пр.

Существовавшая серьезная конкуренция не позволяла Ettore Bugatti расслабляться ни на минуту. Результатом плодотворной деятельности в 1929 году становится выпущенный им автомобиль «Bugatti-45», оснащенный шестнадцатицилиндровым мотором мощностью 271 л.с, а спустя два года — его модификации: «ослабленный» «Bugatti-51» (8-цилиндровый двигатель объемом 2261 кубических сантиметра и развивающим мощность 140 л.с.) и «Bugatti-54», установившим новый мировой рекорд скорости свыше 210 км/ч, благодаря хорошей аэродинамике и мощном двигателе с объемом 4972 куб. см мощностью 300 л.с.

Ettore Bugatti auto

Следующий разработанный им автомобиль «Bugatti-57» обладает неоднозначной характеристикой. Нет, дело не в технических данных. С ним связана судьба самого Этторе. Не изменяя своему неписанному правилу, каждая разработанная им модель превосходила предыдущую и каждый раз становилась победоносным оружием в руках профессиональных гонщиков. Так, в очередной раз подтачивая последние недостатки автомобиля, точнее, его модификации «Bugatti-57s45», при испытаниях на дороге погибает его сын Jean Bugatti (1909-1939 гг.). Собственно, трагедия была вызвана проезжающим в тот час на той же дороге не на шутку перебравшимся алкоголем велосипедистом. Жан, пытаясь избежать столкновения, вылетел с дороги и многократно перевернулся, а, как известно, большая скорость не прощает ошибок — полученные травмы оказались несовместимыми с жизнью.

Впав в депрессию, Этторе Бугатти постепенно стал уступать лидерство дышащим в спину конкурентам. Так, последний выпущенный им гоночный автомобиль «Bugatti-50b» (мотор с объемом 4739 кубических сантиметра мощностью 470 л.с., устанавливаемый в эту модель, позже стал использоваться в конструкциях самолетов) уступил место труду Третьего Рейха «Auto Union D-Type» (мощность двигателя 485 л.с., максимальная скорость 300 км/ч.). Однако следует учитывать масштабы работ, проделанные той и другой стороной: в распоряжении последней находились лучшие умы Германии, в то время как Бугатти трудился самостоятельно.

Автомобили для элиты

Закончив разработку гоночных автомобилей, Bugatti нашел интерес в создании еще более эксклюзивных спортивных лимузинов для самых успешных и богатых людей. Первым таким автомобилем стала модель с говорящим названием «Bugatti Royale Type 41».

 Bugatti

На самом деле, уже в 1913 году его посещали мысли о создании транспорта, соответствующего требованиям: «Еще более «Hispano-Suiza», еще более «Rolls-Royce», еще более легкий. Способный развить скорость 150 км/ч. Такой, чтобы все системы работали безупречно и бесшумно. Такой, чтобы к нему прилагалась пятилетняя гарантия».

Создание отвечающего всем этим запросам автомобиля закончилось через 13 лет. Им стал большой роскошный автомобиль, чья длина превышала 6 метров. Техническая спецификация оного, прямо говоря, поражает: машину приводил в движение массивный, по-другому не скажешь, 350-килограмовый 8-цилиндровый мотор с первоначальным объемом 14700 (!) кубических сантиметра, который в последствие был уменьшен до 12760 куб. см. На каждые 100 километров пути «монстр» потреблял до 50 литров топлива, что обязало Этторе комплектовать авто не менее вместительным 191-литровым бензобаком, 68-литровой системой охлаждения и 23-литровой системой смазки.

Легко достигаемая двигателем мощность в 300 лошадиных сил выгодно отличала продукт фирмы Бугатти среди остальных. Более того, лимузин по праву можно было считать спортивным. Автомобиль эксклюзивный, а потому в общей сложности было произведено всего 6 экземпляров, для каждого из которых индивидуальный заказывался кузов.

Замыслы Ettore Bugatti предполагали распространения «королевской серии», что вполне очевидно, среди глав государств и наиболее влиятельных людей мира. Но, к сожалению, запредельная по тем тяжелым кризисным временам стоимость 6500 фунтов была по карману лишь единицам. В результате было продано лишь 3 транспортные единицы. Остальные пришлось использовать семье Бугатти самостоятельно. Первый достался его создателю, второй — дочери, а третий стал общим.

Удивительно, но лишь после войны автомобили «Bugatti Royale» стали пользоваться такой популярностью, о которой мечтал Этторе изначально. Даже большей. Став во втором квартале XX века интересными для коллекционеров, их стоимость начала неумолимо расти. Так, выпущенный в 1931 году «Bugatti Royal Berline De Voyager» в 1936 году был оценен в 6,5 млн. американских долларов, «Bugatti Royale Kellner Coupe» был продан на аукционе «Christie's» за 8,7 млн. долларов, а в 1987-м «Bugatti Type 41 Royale Sports» пошел с молотка за 10,7 миллиона долларов!

В этом году «Christie's», быть может, установит новый рекорд — к продаже готовится спортивных автомобиль «Auto Union D-Type», стоимость которого вполне может достичь пятнадцати миллионов.

Особенности биографии

Рассматривая биографию Этторе Бугатти, глупо будет не затронуть другие его увлечения. Так, он постоянно писал картины, коллекционировал работу других известных мастеров, а также скульптуры своего брата Роланда. В его владении находилось два замка, один из которых находился поблизости своего предприятия, а другой в уютном местечке под Парижем. В них он мог отлучиться от повседневной суеты, пригубить бокал вина и расслабиться, получая удовольствие от конной езды, которая ему также была несказанно интересна.

Как и подобает известным богатым людям, у Этторе были свои странности. В цехах своего предприятия он не терпел в буквальном смысле ни одной пылинки. Требуемый уровень чистоты сравним разве что с современными стерильными лабораториями. Он резко реагировал на любые замечания, пусть даже и вполне уместные. Однажды кто-то подметил, что механические тормоза устарели и их следует заменить гидравлическими, на что тут же получил ответ: «Я разрабатываю автомобили, которые должны двигаться, а не останавливаться!». Или, например, один из покупателей упрекнул Бугатти в том, что на морозе автомобиль довольно проблематично завести. Ответ не заставил себя долго ждать: «Покупая столь дорогую машину, следует позаботиться о приобретении отапливаемого гаража!».

Или спидометр в первом «Bugatti Royale». Его отсутствие создатель объяснял тем, что королям, коими являлись основные его потребители, не следует беспокоиться о таком пустяке как скорость движения. Свыше того, как-то раз он позволил себе отказать королю Болгарии в продаже своего автомобиля по той простой причине, что тот не умел вести себя за столом.

Также нельзя не упомянуть о разработанном им специально для своего сына Роланда электромобиля «Baby Bugatti», который ввиду наличия повышенного на него спроса со стороны соседей был также поставлен на массовое производство (всего в 1927-1930 гг. было продано порядка 500 экземпляров). Или же о собственноручно спроектированном велосипеде, на котором он ежедневно объезжал территорию предприятия. В общем, странностей хватало.

Смена руководства

Ettore Arco Isidoro Bugatti умер в 1947 году, едва успев представить в Париже свою последнюю разработку «Bugatti-73». Уход из жизни лидера, тяжелое послевоенное материальное положение стали определяющими для фирмы «Bugatti»: на разработку новых автомобилей банально не было денег.

В 1959 году младший сын Этторе Бугатти Роланд предпринимает попытку возродить былую славу семейного дела, разработав прототип «Bugatti 451 V12» — мощнейший по тем временам спортивный автомобиль.

Не сумев выправить дела, в июле 1963-го легендарная фирма была куплена «Hispano-Suiza», сиюминутно приказавшей своему давнему конкуренту перепрофилировать свои производственные мощности для изготовления авиационного оборудования.

Следующим попытавшимся возродить «Бугатти» стал предприимчивый итальянец Романо Артиолли, в 80-х приобретший права на использование товарной марки и открывший в Модене завод по производству суперавтомобилей.

Ettore Bugatti

Уже после выпуска нескольких десятков моделей «Bugatti EB110» (максимальная скорость 320 км/ч, мощность двигателя 560 л.с.) предпринимателя настигло разорение, и права были переданы концерну «Volkswagen», в будущем выпустившему вполне удачную ограниченную серию спорткаров.

В 2000 году им же был разработана новая концептуальная модель «Bugatti EB 16.4 Veyron». Автомобиль был оборудован мощнейшим шестнадцатицилиндровым двигателем мощностью 1001 л.с. и сохранил в себе основные принципы основателя фирмы «Bugatti», т.е. надежность, солидность, роскошь и, что самое главное, цену. На испытаниях им была достигнута скорость 407 км/ч и, судя по всему, это не предел. Однако в целях безопасности было установлено искусственное ограничение в 350 км/ч.

Одной из главных трудностей при его создании стала разработка системы торможения, о которой в прошлом резко отозвался Этторе (см. выше). Сегодня, «Bugatti EB 16.4 Veyron», можно сказать, фактически не имеет конкурентов. Единственно, что американский спорткар «SSC Ultimate Aero» (максимальная скорость 440 км/ч, мощность двигателя 1046 л.с.) может посоперничать в скорости, но никак не в эксклюзивности, комфортности и цене.

Ettore Bugatti

Напоследок сообщим, что производство «Bugatti EB 16.4 Veyron» после проведения ряда необходимых доработок начался в 2005 году и закончится уже в этом году по достижении 300 экземпляров, по той причине, что такие автомобили все равно что редкие картины — их нельзя тиражировать бесконечно. В противном случае они обесценятся.